Понятие, история и суть молодёжной политики. Какой она может и должна быть. Проблемы и решения.
Где мы стоим. В ожидании Комсомола.
"Кто владеет настоящим, тот владеет прошлым. Кто владеет прошлым, тот владеет будущим". – Д. Оруэлл
Современная молодёжная политика в России напоминает "призрак коммунизма", который бродит по Европе. Все понимают, что она должна быть. На неё выделяются средства. Но твердо определить, в чем она заключается, и какой должна быть, до сих пор не получается. Мы слышим очень много слов о том, какую верную работу вели пионерия и комсомол. Но не понимаем, как возродить эти системы. Всё, что можно сказать о текущей ситуации в молодежной политике, и молодежных движениях это буквально "в ожидании комсомола". Все понимают, что чего-то не хватает, но вот при ответе на вопрос, как этого достичь, замирают в неловком молчании. Давайте вместе выйдем из этого порочного круга. На уровне идей, да, но это и есть самое главное.
Зафиксируем исходную ситуацию, сегодня в России нет национального молодежного движения. Нет государственной идеологии. Нет вертикальной структуры, которая отвечала бы за молодежь от региона до страны и имела бы нужные ресурсы. Как следствие, не может быть и молодёжной политики как системы мер, направленной на достижение целей государства в отношении молодого поколения.
В целом, понятие "молодёжи" достаточно сложное и связано как с социальным параметрами человека, его сравнительно низким достатком и опытом, покровительственным отношением окружения, получением образования и пр. Так и с его психофизиологическими параметрами. Тягой к самоутверждению, совершению своих ошибок, недоверию авторитетам, максимализмом и другими. Безусловно, что для верного формирования молодежной политики нужно было бы делить "молодёжь" и ещё на несколько групп. От 14 до 18, 18-25, 25-35 лет, например. Любое такое деление, также, зависит от конкретных условий общества, страны и культуры. В России мы предложили бы именно такие группы и будем их придерживаться в работе, обозначив как "младшая", "средняя" и "старшая" молодёжь.
Наконец, цели государства в отношении, по большому счету, любой социальной группы, включают много общего. В отношении молодёжи: обеспечить её лояльность режиму и старшим, жизнеспособность, овладение профессиональными и социальными навыками, что нужны нации, желание и готовность служить Отечеству, приносить жертвы во имя его, любить и связывать с ним своё будущее. А также трансляция национальных традиций, уклада и образа жизни, которые делают Россию уникальной державой и цивилизацией.
Естественно, данные цели мы выводим из сущности государства, как организации всего общества, нацеленной на его выживание и развитие человеческого потенциала в неограниченном будущем. Всё остальное, есть искажение сути государства и практически ведет к гибели. "Пусть мертвые хоронят своих мертвецов", а мы об этом и говорить не будем.
В данной работе мы хотим показать, каким образом, в современных условиях могут и должны достигаться цели молодежной политики. Но любой взгляд в будущее должен опираться на знание прошлого.
Краткий курс истории молодёжной политики в досоветской России
"Что посеешь, то и пожнешь".
Любая политика есть искусство возможного и знание обстановки. Разумеется, что за более чем тысячелетнюю историю нашей Родины, воспитание молодежи принимало самые разные формы, даже если не называлось прямо "молодёжной политикой". Развитие транспорта, связи, информации, диктовало появление национальных молодежных движений и организаций, да и вообще формирование молодежи как особой активной социальной категории – лишь в начале двадцатого века. Скажем прямо, лишь при советской власти.
Но и до того, государственные цели молодежной политики достигались многими, весьма поучительными для нас способами. Огромную роль играла большая патриархальная семья и фактическое существование сословий, а также религия. С рождения, крестьянские дети учились труду и следовали примеру родителей. Традиции поведения и нравственности освещались силой коллектива и Церкви. Огромное количество обычаев, ритуалов охватывало жизнь человека с рождения, до свадьбы и смерти. Тут же были и молодежные игрища, танцы, испытания удали, песенная культура, трудовые будни. Одним словом, сплошной поток, направленный на воспитание и формирование будущего отца крестьянского семейства.
Верность государю и Родине приходила с молоком матери, и периодически закалялась очередным иноземным вторжением, которое затем будет воспето в былинах, сказках, и устных преданиях. Постоянная реальная военная угроза крайне полезна для сплочения и мобилизации, деления на правильных своих и неправильных чужих.
В благородных и зажиточных, городских сословиях дело обстояло похожим образом, само владение землей было обусловлено военной службой, которой наследник должен был овладевать с рождения. Дворянин и военный были синонимами. Осознание всех других держав как басурманских и чуждых, сплочение в истинной вере, всё это совершалось силами самого сообщества во многом и лишь в определенной мере поддерживалось и насаждалось государством.
Практически, молодежи, как самостоятельного социального слоя не существовало. Она всегда была при старших, родителях, наставниках, священниках, начальниках, часть сообщества, коллектива или общины. Тем паче, отсутствовали формы коллективного бытия именно молодежи. Для этого надо было сначала отделить её в самостоятельный слой от семьи, от родителей. Время для этого пришло значительно позже.
Несколько упрощая историю, можно сказать, что реально с проблемой отсутствия организованной молодёжной политики Россия столкнулась в девятнадцатом веке. Веке молодых. Известные нам Пушкин, Лермонтов, Достоевский, декабристы, Белинский и Гоголь – все они стали продуктом принципиального новых социальных условий. А именно организованного и массового образования, лицеев, университетов и пр. Это создало особую молодежную среду вне семьи и авторитетов, противопоставило её миру взрослых, дало своих героев, законы и обычаи "доблести" или "крутизны" по-современному. И само по себе стало вызовом эпохи. Ответ, на который не был найден своевременно!
Университеты России так стали просто рассадником оппозиции, известны и студенческие волнения, и закрытия Университетов властями, и ограничение прав на поступление, преподавание, целая война против молодёжи, а не "за". Само собой, что в такой ситуации рождались самые различные формы самоорганизации молодых, "северные и южные" общества, кружки петрашевцев, лицеистов и пр. Молодёжь наносила ответный удар. Именно позднее осознание этого, неумение мобилизовать силы государства на воспитание, сплочение, лояльность молодежи – в большой степени стало причиной расцвета терроризма, революционных настроений, а затем и самих революций.
Достаточно посмотреть на личности убийц Александра Второго, нигилистов, заговорщиков и ссыльных, "экспроприаторов" и бандитов, чтобы убедиться – всё это молодежь.
Само по себе развитие образования, особо гуманитарного это не только благо, но и проблема. Образованные люди задают слишком много вопросов, имеют свойство подвергать сомнению устои и считать себя достаточно умными для их ниспровержения. Практически это выразилось в тотально оппозиционных Государственных Думах и в свержении монархии в критический момент 1917 года именно ближайшими "либеральными" сановниками Царя, его военными.
Российская Империя научила нас тому, что в веке информации, без ясного и постоянного утверждения истинности официальной идеологии. Без духовной мобилизации общества, без дисциплины и беспощадного подавления внутренних врагов и предателей – оно не выдержит испытаний и скатится в хаос. Одним словом, без всеобщего чувства святости и справедливости режима, ему не устоять.
Вождь мирового пролетариата, великий Владимир Ильич Ленин, усвоил этот урок на отлично.
Советская молодёжная политика
"Непросто спорить с высотой,
Ещё труднее быть непримиримым,
Но жизнь не зря зовут борьбой,
И рано нам трубить отбой, бой, бой,
Орлята учатся летать".
С первого же года советской власти было создал Всероссийский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, Комсомол. Его практика до сих пор внушает уважение и служит примером, вдохновением. Он решал все ключевые задачи молодежной политики на протяжении почти семидесяти лет. Эта славная история достойна более пристального внимания.
Главным свойством советской молодёжной политики была её системность, и встроенность в единую систему мобилизации и воспитания общества от детских лет до зрелости. Пионерия-Комсомол-Партия, эта "святая троица" охватывала все слои и социальные группы населения. Давала единую идеологию, набор смыслов и ответы на вопросы возраста, карьеры, социального окружения для каждой возрастной группы. Закрепляла символы, традиции, и самое главное – ритуалы и способы перехода из одной сообщества в другое.
Практически, человек попадал в ясную систему с детства, где были понятны его перспективы, возможности и выборы. Четкие оценки того, что хорошо и плохо. Ясные ожидания, награды и наказания. Практически, "ключи от всех дверей", и ответы на все вопросы, которые дает его возраст.
Для молодых людей особо важна была освященная формально возможность участвовать в рисковых и новаторских затеях. Быть "ученым, героем, борцом". Комсомольцев звали на ударные стройки, на самолеты, на Север. Привлекали к пропагандистским кампаниями и травле врагов народа. Это хорошо и правильно, ничто так не впитывает энергию юности как наличие общего врага и возможность его публичного преследования.
Важно, что многие предприятия комсомола носили не протокольный, а действительно героический характер, были на переднем крае развития страны, науки, великих строек. Вольнодумство в известных пределах получило зеленый свет, по мудрому принципу "не можешь предотвратить – возглавь". И так вот энергия большинства юных пассионариев была направлена в русло, благое для нации и государства.
Юность получила свою официальную субкультуру, набор зримых символов и традиций. Значки, вымпелы и знамена. Походы, вечера и песни. Соревнования, задачи и собрания. Это соответствует природной потребности молодого члена общества в самоутверждении, в отличии от старших и младших. В ярком и демонстративном характере такого отличия. В коллективе «своих», который зримо отличается от всех прочих.
Наконец, Комсомол обеспечивал решение социальных задач молодежи. Помогал с образованием, жильем, давал направления на работу, повышение квалификации. Не оставлял в беде. Всегда было, на кого положиться. Хочешь или не хочешь, а будешь помогать. Такова сила коллектива. Тут же и возможность почувствовать свою значимость – шефство над младшими, начинающими и пионерами. Надо отметить и то, что кажется само собой разумеющимся, но чего так не хватает сегодня. Комсомол бы государственной организацией молодежи, имел своё имущество, финансирование, кадры и пр. Молодежная политику нельзя реализовать одними словами, законами и благими пожеланиями!
Комсомол не был всеобщим, вступление надо было заслужить и оправдывать. Этот здоровый элитизм также соответствует природе юности, желанию выделиться и заслужить похвалу. Он и предохраняет молодежную организацию от разрушительных элементов, идейного вырождения и размывания, когда "все хорошие против всего плохого".
Мы так подробно отмечаем сильные стороны Комсомола, потому что они пригодятся нам для понимания того, что и как нужно делать в молодежной политике сегодня. Однако мы должны со всей честностью отметить и то, почему Комсомол в конечном итоге не справился со своими задачами и не удержал режим от падения, утратил "святость" и единственную верность даже внутри себя. Началось всё с первых ласточек, появления движения "стиляг", "битников» " и прочих представителей "творческой интеллигенции".
Причин упадка Комсомола, а вместе с ним, и режима – много. Конкретно для молодежной политики, их две. Главная и вторичная. Главная заключается в том, что политическая элита и вожди нации, на которых и должна ориентироваться молодежь, утратили свой моральный и нравственный авторитет, перестали соответствовать ценностям той идеологии, которую провозглашали. Другими словами – произошло внутренне предательство или вырождение элит. Этот процесс достоин отдельной работы. Сейчас просто примем его как факт, который признается достаточно универсально.
Другими словами, была утрачена высшая справедливость и нравственная ценность как режима, так и его молодежной политики. Провозглашалось движение к коммунизму, построение общества творцов. А по факту постепенно партийные лидеры, да и комсомольские, стали заниматься личным обогащением, выстраивать всю хозяйственную систему под образец западного общества потребления, предприятия переходили на оценку «по прибыли», мы догоняли Америку по «молоку и мясу», покупали джинсы, западные фильмы, моду и пр. Как человек не может без души. Так и молодежная политика нации не может строиться без веры в построение светлого будущего, в особую значимость молодого человека и каждого его поступка. В священную ответственность перед будущим и предками. Комсомол утратил своё сердце. Его мероприятия и фразы всё больше становились казенными. Лозунги пустыми. Утрачена вера и в идеи, и вождей. Энтузиазм праведников, инициатива, здоровый дух борьбы стали зажиматься как неудобные. И сама суть молодости ушла из "союза молодежи". А в головах воцарилось гибельное "двоемыслие", когда на виду одно, а по факту "ну, ты же понимаешь"…
Первым признаком и следствием этого внутреннего гниения стало малодушие, слабость в борьбе с подрывными элементами среди молодёжи. Стиляги, поэты-диссиденты, антисоветские барды, торговцы западными пластинками и журналами. Все эти паразиты постепенно разъедали советское общество и соблазняли умы слабой молодежи. Слабость ко всему новому, запретному, тайному – известна и составляет часть природы человека. Её можно поощрять или беспощадно бороться. И если в суровые сталинские годы даже представить себе было нельзя появление на улице стиляги или безопасную торговлю джинсами. То затем это приобретало всё больший размах. И вместо лагерных сроков, удачливые спекулянты и фарцовщики считали свои доходы. Когда признаком элиты стал уровень потребления, обладание заграничным товаром, а не степень жертвы и труда во имя нации. Тогда и пришел конец режиму, а с ним и молодежной политике. Молодёжь была разложена изнутри.
Нельзя избежать появления выродков, анархистов и тех, кому всегда за забором трава зеленее. Это во многом даже генетический фактор. Но вот бороться с ними надо беспощадно. Насилие – необходимый элемент воспитания человека и всего общества. Здоровое, праведное, честное насилие. Одновременно с борьбой за идею, надо и корчевать сорняки. На стиляг и космополитов рисовали карикатуры в журнале "Крокодил". Но не ставили к стенке и не отправляли трудиться. И так, постепенно, "одна паршивая овца" стала портить всё стадо. Запомним этот важный урок Истории. В борьбе за будущее ты либо беспощаден, либо мёртв.
Новая Россия, вызовы времени и задачи молодёжной политики
"Сон разума рождает чудовищ".
Цивилизационная катастрофа гибели Советского Союза ужасна и многолика в своих последствиях, цену за этот момент слабости мы будем платить еще долго. Согласно теме нашей работы, твердо и честно осознаем те условия, которые сложились в нашей стране за последние 24 года для молодежи и в сфере молодежной политики.
Утрата государственной идеологии, даже на уровне Конституции, сделала в принципе невозможной существование молодежной политики как целенаправленной системы мер. Если вся система не ставит перед собой целей и не видит пути – а именно этим и занимается идеологи – то тем более, отдельные её части, в лучшем случае будут работать на "выживание" и "надо же что-то делать", чтобы освоить бюджет. Эта ситуация, к сожалению, сохраняется и по сей день. Каждый год объявляется то "Годом Волонтера", то "Годом Юбилея Победы", и под эти меняющиеся темы строятся планы, выделяются финансы и проводятся мероприятия. Это лучше, чем ничего. Но это символизирует отсутствие, либо имитацию молодежной политики.
Общеизвестно, но надо упомянуть, что никакой национальной организации либо движения, сопоставимого с Комсомолом по своему охвату не было создано и не существует. Нет ни одного субъекта политики, который в национальном масштабе отвечал бы за молодежь, имел бы для этого ресурсы, и нес, собственно, ответственность за неудачи либо успехи. Не с кого спросить, да и неизвестно, что спрашивать. Воспитание будущего нации – сложное дело, гораздо проще отчитаться за количество и номенклатуру проведенных мероприятий. Что и происходит. Сущность подменяется формой, имитацией.
Мы не склонны к пессимизму. Многое делается для молодёжи. Есть и лагеря, и кружки, и досуговые центры, и профориентация, и порой даже намеки на военно-патриотическое воспитание. Но это не политика! А буквально поденная работа. Нет системы и твердых целей воспитания. Твердого государственного заказа на то, какая нужна молодежь.
Помимо слабости самого государства, изменилась и среда. Свободное движение информации, полная доступность для западной массовой культуры, отсутствие фильтров, цензуры и барьеров для враждебного и разлагающего влияния СМИ – вот еще одна примета времени. То же касается и товаров. Сегодня, любое воспитательное усилие сталкивается не просто с заманчивым образом "заграницы", но с повседневным её влиянием, альтернативой. Которая на каждое утверждение доблести, долга, и культуры творения, тихо, но постоянно шепчет о комфорте, индивидуализме, радости потребления. Практически, молодёжная политика должна разворачиваться в условиях культурной войны. Войны уже за то, чтобы это была наша молодёжь, а не внутренние эмигранты.
В современных условиях, к глубокому сожалению, происходит общий упадок коллективных форм деятельности, молодёжи особенно. Он утрачивается даже на уровне семьи, когда и мама, и папа могут быть на работе до 20 или даже 23 часов. Что связано с экономическим укладом саморазрушения, где огромное множество профессий не получают должной оценки и люди вынуждены работать сверхурочно, либо в нескольких местах! Далее – большое количество бессмысленной домашней работы в школе, колледже, которая по итогам всё равно не усваивается и не даёт твёрдых знаний, но пожирает время. Система образования, которая отказалось от воспитания в принципе и сняла с себя ответственность за будущее, создает лишь "квалифицированного потребителя" по словам бывшего министра образования Фурсенко.
Наконец, информатизация повседневной жизни. Когда следуя естественному "лёгкому пути" и соблазнам мира сего, молодой гражданин проводит много времени в телефоне, планшете, онлайн-играх или просто социальных сетях. Туда выводится даже дневники, общение, игры с друзьями. Таким образом, здоровый и полезный молодежный коллектив, практически, распадается. В классах нет традиций взаимопомощи и шефства над отстающими, нет коллективного труда на субботниках, нет даже традиции честной школьной драки стенка на стенку. Изоляция в Сетях. Это проблема и вызов времени, с которым мы обязаны справиться.
Но есть в современной обстановке и то, что поможет возрождению молодежной политики нации. По диалектическому закону отрицания отрицания, избыток западного влияния, его агрессивность и навязчивый характер, затянувшаяся пауза в молодежном движении – всё это порождает тоску по Правде, желание вернуться к истокам и традициям. Почувствовать себя русскими, творцами, а не потребителями вторичной культуры запада. Святое место не терпит пустоты. Как следствие, мы наблюдаем по всей стране уникальное явление молодёжной самоорганизации. Возникают сотни спортивных и патриотических движений, сообщества защиты нравственности, православия, "Русский значит трезвый", "Русские пробежки", волонтёрские, поисковые движения. Клубы русского стеночного боя и народных забав. Создаются и межрегиональные движения, которые замахиваются на действительно полную повестку дня молодёжи – например, "Новый Рубеж" с центром в Иваново.
Особым и уникальным для России явлением стало возникновение сотен тысяч военно-патриотических клубов, как связанных с поиском павших, так и чисто военно-прикладных. Ни одна другая страна мира не знает Патриотического движения, подобного нашему. Добровольная подготовка к обязательной военной службе, возведенная в культ, до степени восторга и героического устремления молодежи, вот что не находит понимания западных умов. Главная черта новой молодежной самоорганизации – её подвижнический характер, во многом на энтузиазме, после основной работы, за небольшую зарплату, новые герои нации поднимают на своих плечах будущее. Компенсируют отсутствие государственной молодежной политики. Подвиги предков, сияющий пример Советской культуры, заветы тысячелетней Руси – вот что не дает покоя взрослым руководителям объединений, и что привлекает к ним молодое поколение. Здоровое дыхание жизни, мужественности, чести и ответственности, труд и закалка, преодоление себя. Нелегкий груз, но даже молодые ребята понимают, что это и есть жизнь. В тех лучших из лучших, что составили русское молодежное движение есть наша надежда и вера в победу.
"Много званных, да мало избранных".
Кроме описанного выше народного подъема молодежных движения в последние десять–пятнадцать лет. Есть два явления, достойных особого рассмотрения. Первое, это масштабная попытка создания провластного молодёжного движения в масштабах нации, которая завершилась неудачей и была свернута. И второе – это теневые и разрушительные молодёжные движения, субкультуры, которые заполняют отсутствие сильного национального созидательного движения, идеологии и пути.
Властный эксперимент. "Идущие вместе" и "Наши".
"Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились ему". - Мк. 12:13-17
В 2000 году в России, впервые, после распада Советского Союза, учреждается национальное молодежное движение, которое прямо поддерживается и финансируется властью. Это "Идущие вместе", которые к 2007 году фактически вливаются в "Наших" и заканчивается эксперимент в 2013 году, ликвидацией всего проекта. Будем для простоты называть весь проект "Нашими". Тем более, что его руководитель и куратор, Василий Якеменко, не менялся.
Окончание эксперимента не всегда означает его провал. И отрицательный результат тоже результат. В данном случае мы можем уверенно говорить даже о сугубо положительных результатах эксперимента. Но вот почему он был закрыт? Я могу судить уже как непосредственный участник событий.
Движение "Наши" породило целый ряд замечательных проектов, некоторые из которых потом продолжили даже самостоятельное существование. "Стоп-Хам", "Наша Армия", "Беги за мной", "Зворыкинский проект", "Все Дома", "Наша Общая Победа" и другие. Активисты и организаторы движения принимали активнейшее участие в появлении и работе форума "Селигер". Это были реальные патриотические, научные, экологические, спортивные проекты, которые пусть на время, но сплачивали молодёжь. Давали пусть не глобальные, но заметные результаты. Отнюдь нельзя сказать, что это была имитация деятельности. Многие молодые люди честно трудились на благо Отечества.
"Наши" также запомнились яркими и массовыми политическими акциями в поддержку Президента Путина, сжиганием либеральных и враждебных книг, песнями о Президенте и майками. Действительно огромными шествиями, действительно вызывающими жестами, в том числе против конкретных должностных лиц в России. Наклейки на стеклах машин, костюмы свинок в магазинах и чего только не было.
Всё это было поддержано на самом высоком уровне, выделялось финансирование, выступали руководители регионов и даже более высокого уровня. Число участников движения достигало сотен тысяч человек. Казалось, что может пойти не так? Вот оно, возрождение истинно национальной молодежной политики. Воспитание будущих вождей и опоры нации. Так да не так. Скоро сказка сказывается да нескоро дело делается.
Бесспорно, что "Наши" временно заполнили ту огромную пустоту, которая была в умах русской молодежи без Комсомола. Бесспорно, что они временно направили кипучую энергию молодости в русло созидания, хотя и с оговорками. Бесспорно, что результатом их деятельности являлась реальная помощь людям, изменение мира вокруг к лучшему. Разумным надо назвать яркий характер символики, порой вызывающие акции, всё это в духе молодежного протеста и хорошо, если мудро направить.
Коренной же причиной финального провала "Наших" был их искусственный, бездушный и заказной характер. Каким бы разумным не был заказ, сердца зажигаются лишь истинной верой.
Постепенно, работа "Наших" стала приобретать явно "заказной" характер, когда главным стало умение действовать агрессивно, собираться быстро на уличные акции, прибывать без вопросов и по звонку куда скажет руководитель. Всё меньше внимания уделялось смыслам, идее служения Отечеству, видению будущего. Большое дело разменивалось на мелкие политические стычки. Руководить таким движением неизбежно выбивались люди беспринципные, настроенные на быстрый эффект сегодня, а завтра хоть трава не расти. Как следствие уважение к долгосрочной верности, к вкладу каждого участника и его мнению стало падать. Каждому давали понять, что "незаменимых нет" и либо делай, как надо, либо проваливай. Большинство проектов стремилось достичь яркого эффекта, а не воспитания или долгосрочного строительства национального пространства.
Ярким выражением "идеологии" такого движения могут служить слова самого Василия Якеменко, которые до сих пор меня коробят. "Герой это тот, кто добился успеха, кто известен, богат. У кого яхта…" Это было сказано в личных беседах с активистами на Форуме "Селигер". После такой установки, неудивительно, что русские люди не могли видеть души ни в таком лидере, ни в его начинании. У нас генетически не принято торговать собой, размениваться на яхты.
Герой – это тот, кто стоял за святое до конца. Человек верного пути, а не торговли.
Такая организация могла существовать лишь пока сверху поступало финансирование. Стоило его прекратить, и вся общероссийская структура рухнула в одночасье, как не бывало. Полагаю, сами заказчики в Администрации Президента понимали, что "наемники", это не то что нужно стране и не решают они задач молодежной политики.
Итогом работы "Наших" стал ряд моментов:
1) Ряд сравнительно успешных общественных проектов, которые продолжили развитие после краха движения, лучший, наверное, это "Наша Общая Победа".
2) Личное продвижение ряда функционеров "Наших" во властные и бизнес структуры. Это нельзя назвать однозначно положительным эффектом, но факт налицо.
3) Понимание, что "Родина не продается" и создать молодёжное движение одним выделением денег невозможно. Массовое разочарование молодежи в провластных "заказных" мероприятиях и движениях. Отрицательный результат тоже результат, это понимание важно.
4) Появление собирательного образа "нашиста" как молодого активиста, бездумно поддерживающего любые указания власти.
На пороге уже 2016 год. Свято место не может быть пусто. Вакуум "Наших" породил не только ряд независимых общественных проектов. Но и перетекание разочарованных молодых людей в разрушительные и социально опасные движения. О них и поговорим.
Антиобщественные движения и организации. Сумеречная зона.
"Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные." – А. и Б. Стругацкие
Сюда мы относим все организации, деятельность либо идеология которых связаны с нарушением закона, либо подрывом человеческого потенциала нации. Спектр очень широк, от агрессивных фанатских группировок, который ломают стадионы и устраивают драки со смертельным исходом, до нацистов, сатанистов, готов и пр. Почему они существуют и пользуются популярностью?
Причины хотя для каждой группировки и свои, но сводятся к широким группам. Главная из них – это грамотное использование протестных настроений, свойственных молодежи. Так было, есть и будет. Это психофизиологические свойства людей, их нельзя устранить, но надо управлять! Протест может выражаться в агрессии, в поиске группы таких же неустроенных единомышленников, в наркотизации и уходе от мира. Молодые люди как правило не довольны миром вокруг и хотят его изменить, сделать лучше или хотя бы комфортнее для себя. Надо дать им такую возможность в ключе служения нации, иначе их примет сумеречная зона.
В обществе где силен дух торгашества, молодежь невольно потянется к предельным лозунгам, ярким, простым, категоричным. "Россия для русских! ", "Живи быстро, умирай молодым" и пр. К простому миру, где есть товарищество, братство "наших" против "врагов". Кто бы они ни были, болельщики другой команды или гости с Кавказа. Это природа человека, сбиваться в группы, искать похожих и клеймить непохожих. Можно сожалеть, но нельзя закрывать глаза. Эти потребности должны удовлетворять лояльные, мобилизационные организации, как это делал Комсомол и Пионерия. Если оставить молодежь без опеки и руководства, сон разума родит чудовищ.
Теплохладные решения и лозунги власти в национальном вопросе не могут удовлетворять молодых и принципиальных. Политика "за всё хорошее против всего плохого" это вообще не политика, а имитация. Поэтому молодые люди уходят в радикальные националистические группировки. Там всё четко, ясно и "по-настоящему".
Наконец, мы живем в эпоху упадка мужества, мужской силы, и страха благотворного насилия. Поэтому агрессивные лозунги, боевитые образы скинов и нацистов вызывают совершенно здоровую симпатию у молодых мужчин. Они просто хотят быть мужчинами! Насилие, особенно регулируемое, социально одобряемое – часть природы человека, испытание для мальчика, чтобы стать мужчиной. Показать свою силу, важность и "крутизну". Это проходит с возрастом, или - когда цель самоутверждения достигнута. Но до той поры уже можно наломать много дров и просто в тюрьме оказаться. Мы отворачиваемся от молодежи, когда не признаем её реальных свойств и потребностей. В ответ, она отворачивается от мира отцов.
Конечно же, молодежь, которая наше будущее, не остается без внимания врага. Враг есть всегда, всегда есть тот, кто заинтересован в нашем ослаблении. Миллионы рублей через "иностранных агентов" поступали и поступают в нашу страну, поддерживая безобидные с виду социальные программы. "Школы Толерантности", "Успеха", "Лидерства", рыночной эффективности и пр. Конечно же, не все подобные программы идут с подачи врагов. Но даже по-своему опыт могу сказать, что многие. "Хочешь победить врага – воспитай его детей".
И западные агенты, осознанные и неосознанные, это делают. Подспудно прививают молодежи понятийный аппарат и систему оценок западного мира, равняются только на него, на их "успешность", "демократию" и "толерантность". Забывая о том, что мы живем в совершенно другой стране и не занимаемся колониальным ограблением мира. И что их "толерантная" Европа порождала мировые войны и геноцид.
Таким же образом формируются и поддерживаются агрессивные националистические группировки. Родноверские общины и пр. А когда первый импульс дан, то легкомысленных простофиль достаточно, чтобы потом нести его дальше и бесплатно. За ощущение своей уникальности и избранности.
Вот в таких условиях мы должны найти решение задач молодежной политики сегодня. Смелее, в путь.
Момент Истины. Какой должна быть русская молодая Победа.
"Звени, отваги колокол!
В дороге все, кто молоды!
Нам карта побед вручена.
Отчизне в дар останутся
Рабочей славы станции.
Запомните их имена:
Любовь, Комсомол и Весна".
Любая политика и идеология должна, в первую очередь, отталкиваться от реальных условий современности. И от извечных свойств молодых душ и организмов. От лучшего опыта прошлого, на адекватно примененного к новым вызовам. Сегодня перед молодыми людьми всё реже стоит проблема голода и холода, но всё чаще – душевной пустоты и бессмысленности работы, жизни, общества. В информационную эпоху мы должны дать на эти вызовы достойные информационные ответы.
Прежде всего, необходимо учесть опыт неудачного эксперимента "Наших" и изначально поставить перед молодежью великие цели. В достижении которых наша молодежная организация (далее – МО) должна иметь долю самостоятельности. А не быть заказным инструментом. Это убьет всю душу процесса, даже малая толика "бездумного послушания" противоречит всему, что составляет дух молодости. Нельзя быть честным иногда или наполовину. Даже редко продажный человек всё равно продажен. В юности это и подавно верно.
Великие цели должны быть "взрослыми" по своему характеру. Покорение Космоса, тундры и тайги, подъем Дальнего Востока, защита Отечества. Всё по серьезному. Нужно выделить национальной МО конкретные сферы применения сил её членов. Чтобы молодежи это было и по силам, и виден был бы конкретный эффект. Ощущение нужности – первым делом. При этом неважно, что можно было бы обойтись профессионалами. Цель МО – воспитание и обеспечение будущего. Это цель в себе. Она не связана напрямую с трудовой эффективностью. Молодежь должна трудиться и ощущать причастность к великим делам Родины, чтобы ценить плоды своих трудов, и знать Родину как она есть, а не по картинкам в учебнике. Тогда мы получим верность и привязанность, желание развить и приумножить достояние страны, которую ты уже по праву труда в общем деле можешь считать своей.
Трудовое участие молодежи в будущем России должно быть и социальным лифтом. Выпускники МО должно получать практические навыки в самых разных специальностях. Тогда участие станет не просто вариантом провести свободное время, а сознательным вкладом в своё будущее. Каким и был Комсомол. Молодой человек войдет во взрослую жизнь не просто "выпускником вуза" без опыта. Но молодым бойцом, строителем, политиком, ученым.
Как говорил А.С. Пушкин, "пока сердца для чести живы", время и силы молодости надо направить на творчество, подвиг, новый опыт. Тогда мы получим не потерянное поколение, а новую плеяду творцов и первооткрывателей, талантов и гениев. Если не помогать в этом МО, то по инерции наименьшего сопротивления, молодые люди попадут в сети доступных развлечений, игр на компьютере, клубов и алкоголя. Лишь герои побеждают без помощи, в любой ситуации. Но все не могут быть героями. Людям надо помогать, воспитывать их, поддерживать.
По своей природе МО должна отражать стремление юности к отличию, "догнать и перегнать отцов". Ни в коем случае она не должны идти в хвосте какого-то федерального агентства, отрабатывать политически заказы и указания сверху. Ясное дело, что своеволие тоже недопустимо. Но контроль власти должен быть неформальным, на личном уровне. Молодежь больше всего ценит доверие, самостоятельность, свою уникальность. Необходимо позволить МО формировать свою повестку дня, находить порой свои ответы на вызовы современности по политическим вопросам. Как минимум – свои формы выражения политической и гражданской позиции, даже если они целиком в ключе общегосударственных интересов и установок.
Отдельные, молодёжные слеты, акции, марши, трудовые десанты. Отдельные, свои, именно "молодежные". Чтобы можно было сказать, это вот мы, молодые тут работали, не то, что старики. Дух соревнования и протеста можно надо поддерживать и между отдельными ячейками МО. Вспомни славные традиции ударников труда, социалистического соревнования. Природу молодежи трудно изменить, но можно верно направить естественные стремления к славе Отечества и пользе самих молодых ребят.
Парадоксальным образом, десятилетия деградации, массовой культуры и западной пропаганды выработали у активной части молодежи отвращение, ярко негативную реакцию. По диалектическому закону отрицания отрицания, когда нас так грубо и назойливо пытаются превратить в скот и лишить памяти о русской Истории – в нас родится здоровый протест. Поэтому сегодня, в отличие от многих эпох, молодёжная протестность может и должна выражаться в предельной честности, здоровом образе жизни, трезвости и целомудрии. Надо ловить момент, "карпе дием".
Особое внимание следует уделить яркой форме этого отличия, молодёжности. В юном возрасте зачастую видимость дороже сущности. В МО целесообразно ввести элементы форменной одежды, яркой, красивой, вызывающей. Но не копирующей то, что было в прошлом, будь оно положительным или отрицательным. Мы учимся у Комсомола, но не повторяем его. Знамена, особые значки, формы приветствия, ритуалы и традиции, всё это отвечает глубоко укорененным в нашем сознании стремлениям почувствовать свою значимость и взросление раньше, чем они по факту наступают.
Современное общество характеризуется общим упадком мужественности, принципиальности, потерей благотворной роли праведного насилия. В то же время, это часть человеческой природы, прежде всего, мужской. Мужчина – это воин, охотник, победитель, он должен учиться преодолевать природу, противника, препятствия. Однако существующая система образования направлена на превращение мальчиков в девочек, поощряется прилежность, усидчивость, послушание, мирное разрешение конфликтов, драка считается чуть ли не чрезвычайным происшествием. Никаких организованных педагогических форм для формирования мужского характера не существует.
Национальная МО, как минимум, должна решать эту проблему. Молодецкая удаль должна закаляться и поощряться. "В борьбе обретешь ты право своё". Коллективные схватки стенка на стенку, тактические игры, сражения на имитационных ножах, мечах, доспехи и рукопашный бой. Пот и кровь. У взросления нет цены, если оно происходит, сидя за партой. Цену слова, верность друга мы узнаем в испытаниях. Они должны постоянно на институциональном уровне проводиться в МО. Молодежь стремится к самоутверждению каждый день. Надо дать ей такую возможность, культ молодых героев и бойцов, направить энергию в государственное русло. Ведь свято место не бывает пусто. В особенности культивировать игровые формы противостояния лицом к лицу. Умение держать удар, падать и подниматься, мужественно терпеть поражение, вступать бой, невзирая на силу противника.
Тогда мы получим здоровых молодых мужчин, настоящих людей будущего. За ними девушки потянутся сами собой, в силу природного стремления быть рядом с сильным и достойным спутником.
Наконец, в духе юности необходимо разработать набор ярких идей и символов МО. Должны быть основополагающие принципы, своего рода "кодекс юного строителя России". Что-то, что сплачивает молодёжь в единое целое, не случайно собранные карьеристы, скучающие и любители приключений. А идейное братство, товарищество. Конечно же, государственная идеология, проблема не только молодежной политики. Здесь давно пора найти победные решения. Но для молодежи с её поисками ответов, наличие твердых и ясных идейных положений, непреложных истин, аксиом и выводов – особенно важно.
Это непростая задача, иллюзий нет, но за неё надо браться. Придумывать названия, раскрывать сущности. Пусть будет "добрёнок", "державник", "вершитель". Пусть эти статусы влекут за собой ясные обязанности, нравственность, обязательства по превосходству. Проблема наших дней в том, что сильны представления в духе "я в долг не брал, никому не должен". Они глубоко неверны, каждый из нас глубоко в долгу перед доблестью предков, мудростью вождей и жертвой героев прошлого и настоящего.
В связи с этим давно назрел вопрос восстановления "иконостаса" современных героев. Кого брать в пример. Чтобы все знали их лица, имена, подвиги, истории и мотивацию. От зубов чтобы летела. Нужен здоровый культ героев, иначе их подвиг не реализует своего воспитательного потенциала. Перед героями должно быть в хорошем смысле слова стыдно проявить слабину, торговать совестью, вообще измерять мир вещами.
Идеология на бумаге не работает. Когда она начнет реально влиять на людей, когда согласно заявленным идеям мы будем требовать поведения. Когда перед взором героев уронить достоинство будет считаться позором, тогда люди поверят, тогда жизнь будет меняться. Это должно быть правилом всей страны, и вождей, прежде всего. Но начать с молодежи можно и нужно. Даже если не получается встряхнуть взрослый мир. Тогда молодежь примет честность, обязательность, верность на свои знамена и в духе протеста против застывшего "мира отцов" гордо понесет их вперед. Пламенность, убежденность, здоровый максимализм, железная решимость – вот что создает миры и делает Историю.
Такая молодёжь нам нужна. Так было, так должно быть, так будет. В партии "РОДИНА" мы сделаем для этого всё возможное.
Степан Зотов, член Совета партии "РОДИНА" по молодёжной политике, руководитель проекта "Наша Армия", член Высшего Совета МД "Новый Рубеж".