350 тысяч православных в Латвии – это "пятая колонна", а православие – это "бомба, заложенная под устои государства". Так сказал кавалер ордена Трех звезд Янис Рожкалнс.
Вот еще несколько красноречивых цитат из речи латышского кавалера:
"Православные активно агитировали за языковой референдум 2012 года. Даже в Христианской академии в Юрмале был православный вербовочный центр. Латышей переманивают из других церквей в православие. Православная церковь в Латвии – это духовная основа "Центра Согласия"".
"Это трагедия, что латыши оставляют свои национальные церкви и переходят в веру нашего самого опасного соседа. Можно смело утверждать, что это еще одна "бомба", заложенная в основу государства".
"У нас нет политической власти, у нас нет ничего, латыши сегодня – это разделенный народ. Мы не можем сейчас собрать 20 латышей для конкретной национальной цели, чтобы они вместе могли хотя бы несколько месяцев конструктивно работать. После пары встреч уже начинаются разногласия по всем поводам: политическим, духовным, экономическим, историческим и т.д."
"Многие латыши заключили браки с русскими. Русским принадлежит большая часть нашей экономики, много собственности и большая территория. В Русской православной церкви состоят много латышей".
Соратник партии "РОДИНА", философ Виктор Аксючиц:
- Бред имеет смысл комментировать только для того, чтобы выявить его общественные причины, – как свидетельство современного состояния довольно многочисленного слоя населения Латвии. Сначала о некоторых фактах моего жизненного опыта в Латвии.
Меня четырёхлетним родители привезли из Западной Белоруссии (до 1939 года – территория Польши) в Ригу, куда они сбежали от грабительской коллективизации, которая в западных землях началась в конце сороковых годов. Жил в Риге до двадцати лет, после чего служба в Военно-морском флоте, в том числе в латвийском городе Лиепая, затем учеба в МГУ. Жил в русской среде, ибо в Риге русских было большинство. С латышами бытовые отношения были нормальными. Мои дядья и двоюродные сёстры с братом поселились в сельской местности Латвии, – отношения с местными жителями у них изначально были вполне доброжелательными. То есть, никаким латышским национализмом, как и русским великодержавием во времена СССР в то время не сталкивался.
В 1990-91 годах на различных форумах в Брюсселе встречался с молодыми политическими активистами (один из них стал впоследствии министром иностранных дел Литвы) из Прибалтики, – спорили до хрипоты, чуть ли не до потасовок. Они орали о русском империализме, их поработившем, и раболепии русского народа... Мои суждения о том, что интернациональный коммунистический режим поработил все народы России, а русских даже поболее других, о том, что среди вождей и палачей было много инородцев, в том числе и прибалтов (латышские стрелки, спасшие большевиков во время лево-эссеровского мятежа в 1918 году), о том, что Латвия и Эстония впервые получили государственность из рук Ленина, – оппоненты пропускали мимо ушей. Далее, я с горечью наблюдал, как русские (около половины населения Латвии) проголосовали на референдуме за выход из СССР, – не потребовав для себя – русских – никаких гарантий от новой власти, – теперь русские там бесправные "не граждане", выдавливаемые "как паста из тюбика"…
После Беловежского переворота в декабре 1991 года популярнейшая газета "Атмода" на первой странице опубликовала мою цитату в качестве "цитаты недели": "Распад Советского Союза грозит превратить одну шестую часть суши в чёрную дыру человечества, на краях которой не отсидятся ни маленькая Прибалтика, ни большая. Европа, ни близкая Европа, ни далекая Америка". Ничего другого никогда я не писал и не говорил о Латвии. Однако когда в 1998 году я пытался навестить родственников (в Риге тогда жили мама, родной брат, двоюродные сестры и браться, там же могила отца), мне сообщили, что моей семье запрещён въезд в Латвию на ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ ЛЕТ! – без объяснения причин. Слава Богу, вмешательство российских властей отменило этот абсурд. Мой рижский друг прокомментировал: "Однако, они большие оптимисты, – надеются просуществовать 99 лет".
Всё это свидетельствует о том, что в Латвии (как и во всей Прибалтике) дорвалось до власти националистическое меньшинство населения. Господа, подобные Рожкалнсу, получили возможность выползти из исторических щелей только благодаря "геополитической катастрофе" – распаду Советского Союза.
Националистическая фобия (состояние страха и агрессии по отношению к предмету страха – России и русскому народу), как и всякая фобия, ослепляет. Они руководствуются не реальностью, а бредовыми фантасмагориями не только по отношению к любому проявлению "русского духа". Они не видят умонастроения и не русского населения, большая часть которого уже сделала нелицеприятные выводы из опыта замены одного Союза (СССР) на другой (Европейский Союз). Но, может быть, чувствуя меняющиеся умонастроения, они пытаются взнуздать общественное сознание до откровенно бредовых форм.