Станет ли петербургская встреча Путина и Эрдогана прорывом в российско-турецких отношениях, насколько взаимовыгодным окажется сближение двух стран и как это повлияет на внутриполитическую обстановку в них? В свете достигнутых двумя лидерами договоренностей свое видение ситуации для haqqin.az представил член Бюро, идеолог партии "РОДИНА" Федор Бирюков.
- Как в целом вы оцениваете начавшееся российско-турецкое сближение?
- Как русский политик, признаюсь, что не доверяю нынешней власти в Турции. Мне не нравится власть, основанная на заигрывании с религиозными экстремистами и отрицании заветов Ататюрка. Поэтому воспринимаю нынешнее российско-турецкое сближение как временное перемирие, оттепель, но не более того.
Тот, кто однажды нанес удар в спину, может ударить вновь. Уверен, российское руководство тоже понимает это. Но политика - это реализм, а в реальности существуют вполне определенные предпосылки для налаживания отношений между нашими государствами на высшем уровне. В конце концов, нынешняя власть в Турции - еще не вся Турция, и ее время когда-нибудь пройдет.
У России и Турции есть общие экономические и геополитические "точки роста". И как раз о них шла речь на нынешних переговорах Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.
Наши страны находились в шаге от того, чтобы стать друг для друга злейшими врагами, а теперь есть шанс выйти на путь если не дружбы, то хотя бы прагматичного и даже в чем-то циничного партнерства. Мы можем реализовывать совместные экономические проекты, в определенных ситуациях "дружить против". Так что в нынешнем русско-турецком "потеплении" есть смысл и перспективы.
Но полагаю, что качественно новые и более эффективные отношения возникнут в том случае, если Турция вернется на тот путь, на который вывел свой народ Мустафа Кемаль Ататюрк, то есть светское государство, настоящая республика, строящая будущее, а не возвращающаяся в искаженное прошлое.
- Произойдут ли в связи с новыми процессами изменения во внутриполитической обстановке в Турции и в России?
- Любое перемирие работает на стабилизацию. А Турции стабильность сегодня нужна гораздо больше, чем России. Поэтому шаги Москвы по урегулированию отношений с Анкарой - это жест очень доброй воли с нашей стороны. Надеюсь, Анкара сделает из этого правильные выводы. Для восточных людей благородство многое значит.
- Тем не менее, Россию скоро ждут выборы в Госдуму, а это серьезное событие в жизни страны. Каковы шансы вашей партии на кресла в российском парламенте?
- Выборы в России состоятся через месяц с небольшим, 18 сентября. Несмотря на сезон отпусков и жаркую погоду, избирательная кампания набирает обороты. Сейчас политический фронт разделен на тех, кто ничего не хочет менять, и тех, кто стремится к качественно новому витку развития страны. В первом случае это четыре старые партии, которые сегодня уютно штампуют присланные сверху законы и ни за что не несут никакой ответственности. Во втором случае - это наша партия "РОДИНА", свежая политическая сила, выступающая как по-настоящему народная партия национальных интересов и гражданского процветания.
Мы идем на выборы с очень мощной социально-экономической программой, с массой свежих идей и с отличной командой кандидатов. Полагаю, все эти условия принесут партии достойный результат на сентябрьских выборах.
- Как вы оцениваете азербайджано-российские отношения и видите ли выход из карабахской проблемы?
- Россия и Азербайджан долгое время были в составе одного государства. Разумеется, мы не просто соседи - исторические, экономические и политические связи между нами очень переплетены и сильны. В России есть многочисленная азербайджанская диаспора. Хотя, конечно, есть и определенные проблемы в сфере межнациональных отношений, но общие история, геополитика и экономика делают укрепление добрососедских отношений между Россией и Азербайджаном неизбежным. Имеющиеся проблемы, особенно с участием третьих стран, должны обсуждаться и решаться, исходя из наших общих интересов в Закавказье, на Ближнем Востоке и, конечно, в России.
Что же касается карабахской проблемы, то было бы хорошо и справедливо, если бы армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе решился без помощи России, путем народного референдума о самоопределении и, возможно, обоюдного официального признания Нагорно-Карабахской Республики со стороны Армении и Азербайджана. Но сегодня вряд ли это возможно, поэтому России приходится периодически помогать поддерживать мир в этом регионе. Весной этого года, когда в Нагорном Карабахе вновь произошли вооруженные столкновения, именно Россия выступила арбитром. В ходе встречи начальников генштабов Армении и Азербайджана в Москве 5 апреля была достигнута договоренность о прекращении огня. Полагаю, Россия будет и дальше держать ситуацию в Карабахе под контролем.
Россия будет добиваться начала цивилизованного переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном. На сегодняшний день это единственный реальный способ предотвратить полномасштабные боевые действия. В целом же, проблема Нагорного Карабаха – одно из звеньев цепочки нерешаемых в постсоветской геополитической реальности проблем. Нужен наднациональный геополитический субъект, который бы навел элементарный порядок в регионах.